В 1960 году с автомобильного завода в Запорожье сошли первые товарные экземпляры ЗАЗ-965, которому было суждено стать первым более-менее «народным» автомобилем СССР. На Запорожцах ездили в путешествия через всю страну, пробирались через грязь к дачным участкам, а позже неоднократно вспоминали в анекдотах.
Ювіляр: «Запорожцы», о которых вы наверняка не знали
НАМИ-059
Не секрет, что изначально «Запорожец» должен был стать «Москвичом»: проект компактного заднемоторного автомобиля разрабатывался МЗМА совместно с НАМИ. И первый прототип будущего ЗАЗ-965, представленный в 1957 году, назывался «Москвич»-444. Однако позже проектную документацию передали в Запорожье, где и начался серийный выпуск модели.
Тем не менее, научно-исследовательский автомобильный институт не оставил проект, даже когда тот поменял прописку. Поэтому в НАМИ периодически предлагали варианты модернизации советского бестселлера. Один из первых подобных вариантов — НАМИ-059, появившийся ещё до того, как ЗАЗ-965 стал серийным.
Это был стеклопластиковый «шутинг-брейк» на базе ЗАЗ-965, точнее — на базе «Москвича». Проектом руководил Борис Фиттерман, а дизайн разрабатывал Юрий Долматовский. При всём внешнем сходстве с «Жужиком» НАМИ-059 едва ли можно назвать копией ЗАЗ-965. У него даже мотор был другой – двухцилиндровый который устанавливался на одноимённый мотоцикл и «Москвич». Машину впервые показали в 1958 году, но серийного варианта так и не случилось.
ЗАЗ-965С
ЗАЗ-965П
Почти у каждого автомобильного предприятия СССР были пикапы для внутризаводских нужд. Такие машины помогали доставлять негабаритные детали к сборочным линиям, вывозить отходы производства и так далее. У ВАЗа подобный автомобиль был на базе «копейки», у ГАЗа его делали из «Волги». Запорожский автозавод тоже не отставал.
Первым, разумеется, появился пикап на базе ЗАЗ-965, которому присвоили индекс 965П. Машину делали максимально просто: над задней частью пассажирского отсека срезалась крыша, устанавливалась переборка с окошком между передним рядом и получившимся багажником — и всё, вперёд на смену! Правда, ввиду небольшой грузоподъёмности самого «Запорожца», а также особенностей его компоновки (мотор-то всё ещё находился в заднем свесе) практичностью пикап всё же не отличался.
Производство 965П осуществлялось на базе отбракованных кузовов обычных И хотя серийным такой вариант никогда не был, несколько экземпляров всё же попали за ворота завода. А в период с 1990 по 1992 год производство пикапов на ЗАЗе и вовсе стало более-менее массовым. Правда, в их основе уже лежала более современная модель 968М.
ЗАЗ-968АП
Собственно, тот же концепт, что и у ЗАЗ-965П, но на базе дорестайлового варианта ЗАЗ-968. Рецепт создания идентичный: бракованный кузов с частично срезанной крышей, вертикальная стенка и ный усилитель. Однако, в отличие от серийного 968МП, 968АП для продажи не предназначался. Несколько этих машин были изготовлены в конце годов, но деталей об этой модификации крайне мало.
ЗАЗ-966
Хотя выпуск 965-й модели был налажен только в 1960 году, уже в то время велась разработка преемника. Например, вот так в 1961 году видели будущий ЗАЗ-966: рельефные панели боковых воздухозаборников, сложный передок с чётко обозначенными «бровями», плавно стекающие вниз боковые окна. Но серийный как мы с вами знаем, всех этих изысков лишился. А жаль!
ЗАЗ-970
В 1961 году на заводе «Коммунар» под руководством Юрия Сорочкина был создан опытный грузовичок ЗАЗ-970, который получил прозвище «Точило». В основе машины лежал тот самый перспективный ЗАЗ-966 — хотя оформление кузова непрозрачно намекает на родство с моделью.
Грузоподъёмность ЗАЗ-970 составляла всего 350 килограммов, но направление казалось перспективным. Тем более, в Западной Германии подобные машины тоже были и пользовались успехом — речь об оригинальном Volkswagen Transporter. Правда, немецкая модель за счёт более «низкого» оппозитного двигателя обладала большей практичностью.
Дошло даже до того, что советские газеты воодушевлённо писали, что скоро ЗАЗ-970 станет массовым. Но не сложилось.
ЗАЗ-970Б/970В
Грузовичок ЗАЗ-970 стал отправной точкой для создания целого семейства автомобилей «Целина», в который вошли грузовой фургон 970Б, грузопассажирский фургон 970В и пикап 970Г. Ведущим конструктором проекта стал Лев Мурашов — выходец из МЗМА.
Поскольку автомобили планировали эксплуатировать в условиях бездорожья, нужна была достаточная жёсткость несущей конструкции. Путём проб и ошибок инженеры остановились на стали толщиной 0,7 миллиметра, выпускаемой чуть ли не через дорогу — на «Запорожстали». Позднее все исследовательские результаты были отправлены на ВАЗ, где их использовали для создания кузова «Нивы».
Как и ЗАЗ-970, 970Б и 970В были построены на агрегатах ЗАЗ-966. Грузоподъёмность обоих машин составляла 350 килограммов, при этом грузопассажирский 970В мог брать эти самые килограммы либо в виде груза, либо в виде пяти пассажиров. Сиденья у 970В были съёмными, поэтому его легко можно было превратить в грузовичок. Обе версии появились в 1962 году. Как и…
ЗАЗ-970Г
Как и 970Г — третий член этого семейства. От закрытых фургонов он отличался лишь грузоподъёмностью, которая доходила до 400 килограммов! 970Б/970В и 970Г обладали отменной проходимостью, однако высокая посадочная и погрузочная высота (полметра) и выявленная в ходе испытаний слабая надёжность вынудила поставить на проекте, который когда-то казался очень перспективным, крест.
ЗАЗ-971Д
А вот ЗАЗ-971Д повезло несколько больше. Модификация является развитием идей семейства в их варианте для вооружённых сил Советского Союза. Тут и незатейливые панели, и кузов типа «фаэтон» с брезентовой накидкой, и полный привод.
Было изготовлено пять прототипов 971Д (три — в длиннобазном варианте, два — в короткобазном), которые в течение трёх лет дорабатывались и испытывались на территории Украинской ССР. Выводы испытаний были неутешительными: список поломок и замечаний занял восемь альбомных страниц.
Тем не менее, проект не ушёл в историю незамеченным: проектная документация пригодилась при разработке ЗАЗ-969 (который позднее превратился в ЛуАЗ-969), а также ТПК (ЛуАЗ-967).
ЗАЗ-965 Опытный
Когда в НАМИ работали над «Москвичом»-444, институту для препарирования предоставили несколько зарубежных автомобилей-аналогов: Iso Isetta, Bond Minicar, Lloyd 600 и других карапузов. Но зарубежные машины оказались интересны не только с точки зрения техники, но и дизайна. Поэтому стали источником вдохновения для потенциального «рестайлинга» ЗАЗ-965.
На фото — один из вариантов модернизации ЗАЗ-965, созданный в первой половине Как видно на изображении, «горбатый» должен был получить более монументальный передок, свойственный скандинавским и британским автомобилям того периода, а также фальшрадиаторную решётку с размашистой надписью «Запорожець». Но этот вариант забраковали: щедрое использование хромированных элементов привело бы к увеличению цены народного автомобиля, а значит — к падению его популярности.
Спорт-900
Несмотря на плановую экономику и зависимость от государственных заказов, никто не мешал сотрудникам НАМИ проявлять инициативу и проектировать в свободное время что-нибудь интересненькое. Именно так и появился Спорт-900 – пожалуй, один из красивейших советских автомобилей того периода.
Он был создан инициативной группой, состоящей из художников-конструкторов Эдуарда Молчанова и Феликса Хайдукова, инженеров Игоря и Льва Дурновых, художника Владимира Елтышева и химика Анатолия Сывороткина. В основе автомобиля лежали агрегаты от ЗАЗ-965, однако благодаря стеклопластиковому кузову Спорт-900 весил на 125 килограммов меньше исходника — лишь 500 килограммов. И это при посадочной формуле 2+2!
В период с 1963 по 1969 год было изготовлено лишь шесть подобных машин, которые незначительно отличались в плане дизайна. Все они были распределены между шестью участниками той самой инициативной группы. Массового распространения купе, увы, так и не получило.
НАМИ-0100
НАМИ-0100 стал одним из последних вариантов модернизации ЗАЗ-965. Он появился в конце и, по большому счёту, был бесполезен: к тому времени уже закончили разработку ЗАЗ-966, которым планировали заменить устаревший «Горбатый». Хотя остренькая мордочка на смотрится забавно.
НАМИ-0137
«Запорожец» едва ли можно назвать комфортабельным автомобилем, однако у него есть две фундаментальные проблемы, которые не имеют никакого отношения к его бюджетности. Первая — это капризный двигатель воздушного охлаждения, который очень любит перегреваться в тёплую погоду. Вторая — склонность к избыточной поворачиваемости, которая объясняется особенностями компоновки.
Обе проблемы теоретически решал прототип НАМИ-0137.Во-пер вых, он оснащался модернизированным вариантом двигателя МеМЗ с увеличенным рабочим объёмом и жидкостным охлаждением. Во-вто рых, у машины был передний привод, что делало её поведение более прогнозируемым.
Планировалось, что такой Запорожец станет основным автомобилем такси в небольших городах. Однако проекту, который отлично зарекомендовал себя на испытаниях, так и не дали «зелёный свет». Потому что в то время уже выпускался ЗАЗ-966, а модернизировать и ЗАЗ, и МеМЗ под новую концепцию оказалось слишком сложно и дорого.
El Motors ГоRRбатый
Наверное, именно таким хотели бы видеть ЗАЗ-965 на Запорожском автомобильном заводе. Увы, «заводной апельсин» ГоRRбатый существует в единственном экземпляре и сейчас находится в музее Ретро-Юнион (Санкт-Петербург).
При всём внешнем сходстве с «Горбатым» автомобиль не имеет ничего общего с «Запорожцами». В его основе — стальной монокок, накрытый панелями из стеклопластика. К силовой структуре кузова крепятся подвески на поперечных рычагах и два синхронизированных двигателя от Yamaha YZF R1. Последние суммарно развивают 300 лошадиных сил. Коробок передач у суперЗАЗа тоже две, обе они секвентальные и передают тягу на заднюю ось.
Ввиду того, что масса машины составляет всего 800 килограммов, динамика у неё уважительная даже по нынешним меркам: разгон до 100 километров в час занимает 4 секунды. И посоперничать с таким Запорожцем может только тот, что не так давно скрестили с Lotus Exige.
https://mag.auto.ru/article/unknownzazjubilee/
ЗАЗ-965
Летом 2019 года об этом супер-Горбатом писали все автомобильные издания — потому что гибриды ЗАЗ-965 и Lotus Exige встречаются не каждый день, знаете ли. Уникальный проект, который создавался при участии иностранных компаний, сейчас оценивается примерно в 20 миллионов рублей. То есть в 1250 раз дороже, чем Горбатый стоил в Советском Союзе до денежной реформы.
Помимо шасси и двигателя от британского спорткара, жужик примерил фары от Harley-Davidson, электронасос Bentley, а также премиальную аудиосистему с динамиками Yamaha. За сохранность жизни пилота и пассажира отвечают интегрированный каркас безопасности и четырёхточечные ремни безопасности Schroth, а за приток свежего воздуха и витамина D – складная матерчатая крыша Webasto.
https://mag.auto.ru/article/sovietcustomcars/
Короче говоря, автомобиль знаковый и только что ему исполнилось 60 лет. По этому случаю мы решили вспомнить особые и редкие «Запорожцы».
НАМИ-059
Не секрет, что изначально «Запорожец» должен был стать «Москвичом»: проект компактного заднемоторного автомобиля разрабатывался МЗМА совместно с НАМИ. И первый прототип будущего ЗАЗ-965, представленный в 1957 году, назывался «Москвич»-444. Однако позже проектную документацию передали в Запорожье, где и начался серийный выпуск модели.
Тем не менее, научно-исследовательский автомобильный институт не оставил проект, даже когда тот поменял прописку. Поэтому в НАМИ периодически предлагали варианты модернизации советского бестселлера. Один из первых подобных вариантов — НАМИ-059, появившийся ещё до того, как ЗАЗ-965 стал серийным.
Это был стеклопластиковый «шутинг-брейк» на базе ЗАЗ-965, точнее — на базе «Москвича». Проектом руководил Борис Фиттерман, а дизайн разрабатывал Юрий Долматовский. При всём внешнем сходстве с «Жужиком» НАМИ-059 едва ли можно назвать копией ЗАЗ-965. У него даже мотор был другой – двухцилиндровый который устанавливался на одноимённый мотоцикл и «Москвич». Машину впервые показали в 1958 году, но серийного варианта так и не случилось.
ЗАЗ-965С
Знаменитый «горбатый» выпускался с 1960 по 1969 год. Помимо базовых исполнений 965 и 965А, модель была доступна в версиях для инвалидов (965АБ/965Б/965АР), а для экспорта — 965АЭ, также известном как «Ялта». Но для особых целей существовали особые модификации, которые обыкновенному советскому пролетарию не предлагали.
Одна из них — ЗАЗ-965С, где «С» — это «связь». Модификация выпускалась с 1960 по 1962 год по заказу Министерства связи СССР и обладала рядом особенностей, которые делали её удобной для сбора писем из почтовых ящиков в городах. Главная из них — правостороннее размещение органов управления. Благодаря правому рулю почтальон-водитель сразу выходил на тротуар и получал максимально быстрый и безопасный доступ к корреспонденции в ящиках.
Сами же письма хранились на задней площадке «Запорожца» — той, где, как правило, располагались задние сиденья. Она выдерживала до 150 килограммов полезной нагрузки и, благодаря глухим стенкам вместо боковых задних стёкол, была почти полностью отрезана от солнечного света, что для бумаги, разумеется, плюс.
Внешне «связной» отличался характерными боковыми воздухозаборниками, которые гнали воздух к V4 от Мелитопольского моторного завода, а также надписями «связь» на месте бывших боковых окон. До наших дней не дожил ни один экземпляр 965С — все они нещадно были порезаны на металл после завершения срока эксплуатации. Поговаривают, таких машин построили чуть более 600 штук.
Сами же письма хранились на задней площадке «Запорожца» — той, где, как правило, располагались задние сиденья. Она выдерживала до 150 килограммов полезной нагрузки и, благодаря глухим стенкам вместо боковых задних стёкол, была почти полностью отрезана от солнечного света, что для бумаги, разумеется, плюс.
Внешне «связной» отличался характерными боковыми воздухозаборниками, которые гнали воздух к V4 от Мелитопольского моторного завода, а также надписями «связь» на месте бывших боковых окон. До наших дней не дожил ни один экземпляр 965С — все они нещадно были порезаны на металл после завершения срока эксплуатации. Поговаривают, таких машин построили чуть более 600 штук.
ЗАЗ-965П
Почти у каждого автомобильного предприятия СССР были пикапы для внутризаводских нужд. Такие машины помогали доставлять негабаритные детали к сборочным линиям, вывозить отходы производства и так далее. У ВАЗа подобный автомобиль был на базе «копейки», у ГАЗа его делали из «Волги». Запорожский автозавод тоже не отставал.
Первым, разумеется, появился пикап на базе ЗАЗ-965, которому присвоили индекс 965П. Машину делали максимально просто: над задней частью пассажирского отсека срезалась крыша, устанавливалась переборка с окошком между передним рядом и получившимся багажником — и всё, вперёд на смену! Правда, ввиду небольшой грузоподъёмности самого «Запорожца», а также особенностей его компоновки (мотор-то всё ещё находился в заднем свесе) практичностью пикап всё же не отличался.
Производство 965П осуществлялось на базе отбракованных кузовов обычных И хотя серийным такой вариант никогда не был, несколько экземпляров всё же попали за ворота завода. А в период с 1990 по 1992 год производство пикапов на ЗАЗе и вовсе стало более-менее массовым. Правда, в их основе уже лежала более современная модель 968М.
ЗАЗ-968АП
Собственно, тот же концепт, что и у ЗАЗ-965П, но на базе дорестайлового варианта ЗАЗ-968. Рецепт создания идентичный: бракованный кузов с частично срезанной крышей, вертикальная стенка и ный усилитель. Однако, в отличие от серийного 968МП, 968АП для продажи не предназначался. Несколько этих машин были изготовлены в конце годов, но деталей об этой модификации крайне мало.
ЗАЗ-966
Хотя выпуск 965-й модели был налажен только в 1960 году, уже в то время велась разработка преемника. Например, вот так в 1961 году видели будущий ЗАЗ-966: рельефные панели боковых воздухозаборников, сложный передок с чётко обозначенными «бровями», плавно стекающие вниз боковые окна. Но серийный как мы с вами знаем, всех этих изысков лишился. А жаль!
ЗАЗ-970
В 1961 году на заводе «Коммунар» под руководством Юрия Сорочкина был создан опытный грузовичок ЗАЗ-970, который получил прозвище «Точило». В основе машины лежал тот самый перспективный ЗАЗ-966 — хотя оформление кузова непрозрачно намекает на родство с моделью.
Грузоподъёмность ЗАЗ-970 составляла всего 350 килограммов, но направление казалось перспективным. Тем более, в Западной Германии подобные машины тоже были и пользовались успехом — речь об оригинальном Volkswagen Transporter. Правда, немецкая модель за счёт более «низкого» оппозитного двигателя обладала большей практичностью.
Дошло даже до того, что советские газеты воодушевлённо писали, что скоро ЗАЗ-970 станет массовым. Но не сложилось.
ЗАЗ-970Б/970В
Грузовичок ЗАЗ-970 стал отправной точкой для создания целого семейства автомобилей «Целина», в который вошли грузовой фургон 970Б, грузопассажирский фургон 970В и пикап 970Г. Ведущим конструктором проекта стал Лев Мурашов — выходец из МЗМА.
Поскольку автомобили планировали эксплуатировать в условиях бездорожья, нужна была достаточная жёсткость несущей конструкции. Путём проб и ошибок инженеры остановились на стали толщиной 0,7 миллиметра, выпускаемой чуть ли не через дорогу — на «Запорожстали». Позднее все исследовательские результаты были отправлены на ВАЗ, где их использовали для создания кузова «Нивы».
Как и ЗАЗ-970, 970Б и 970В были построены на агрегатах ЗАЗ-966. Грузоподъёмность обоих машин составляла 350 килограммов, при этом грузопассажирский 970В мог брать эти самые килограммы либо в виде груза, либо в виде пяти пассажиров. Сиденья у 970В были съёмными, поэтому его легко можно было превратить в грузовичок. Обе версии появились в 1962 году. Как и…
ЗАЗ-970Г
Как и 970Г — третий член этого семейства. От закрытых фургонов он отличался лишь грузоподъёмностью, которая доходила до 400 килограммов! 970Б/970В и 970Г обладали отменной проходимостью, однако высокая посадочная и погрузочная высота (полметра) и выявленная в ходе испытаний слабая надёжность вынудила поставить на проекте, который когда-то казался очень перспективным, крест.
ЗАЗ-971Д
А вот ЗАЗ-971Д повезло несколько больше. Модификация является развитием идей семейства в их варианте для вооружённых сил Советского Союза. Тут и незатейливые панели, и кузов типа «фаэтон» с брезентовой накидкой, и полный привод.
Было изготовлено пять прототипов 971Д (три — в длиннобазном варианте, два — в короткобазном), которые в течение трёх лет дорабатывались и испытывались на территории Украинской ССР. Выводы испытаний были неутешительными: список поломок и замечаний занял восемь альбомных страниц.
Тем не менее, проект не ушёл в историю незамеченным: проектная документация пригодилась при разработке ЗАЗ-969 (который позднее превратился в ЛуАЗ-969), а также ТПК (ЛуАЗ-967).
ЗАЗ-965 Опытный
Когда в НАМИ работали над «Москвичом»-444, институту для препарирования предоставили несколько зарубежных автомобилей-аналогов: Iso Isetta, Bond Minicar, Lloyd 600 и других карапузов. Но зарубежные машины оказались интересны не только с точки зрения техники, но и дизайна. Поэтому стали источником вдохновения для потенциального «рестайлинга» ЗАЗ-965.
На фото — один из вариантов модернизации ЗАЗ-965, созданный в первой половине Как видно на изображении, «горбатый» должен был получить более монументальный передок, свойственный скандинавским и британским автомобилям того периода, а также фальшрадиаторную решётку с размашистой надписью «Запорожець». Но этот вариант забраковали: щедрое использование хромированных элементов привело бы к увеличению цены народного автомобиля, а значит — к падению его популярности.
Спорт-900
Несмотря на плановую экономику и зависимость от государственных заказов, никто не мешал сотрудникам НАМИ проявлять инициативу и проектировать в свободное время что-нибудь интересненькое. Именно так и появился Спорт-900 – пожалуй, один из красивейших советских автомобилей того периода.
Он был создан инициативной группой, состоящей из художников-конструкторов Эдуарда Молчанова и Феликса Хайдукова, инженеров Игоря и Льва Дурновых, художника Владимира Елтышева и химика Анатолия Сывороткина. В основе автомобиля лежали агрегаты от ЗАЗ-965, однако благодаря стеклопластиковому кузову Спорт-900 весил на 125 килограммов меньше исходника — лишь 500 килограммов. И это при посадочной формуле 2+2!
В период с 1963 по 1969 год было изготовлено лишь шесть подобных машин, которые незначительно отличались в плане дизайна. Все они были распределены между шестью участниками той самой инициативной группы. Массового распространения купе, увы, так и не получило.
НАМИ-0100
НАМИ-0100 стал одним из последних вариантов модернизации ЗАЗ-965. Он появился в конце и, по большому счёту, был бесполезен: к тому времени уже закончили разработку ЗАЗ-966, которым планировали заменить устаревший «Горбатый». Хотя остренькая мордочка на смотрится забавно.
НАМИ-0137
«Запорожец» едва ли можно назвать комфортабельным автомобилем, однако у него есть две фундаментальные проблемы, которые не имеют никакого отношения к его бюджетности. Первая — это капризный двигатель воздушного охлаждения, который очень любит перегреваться в тёплую погоду. Вторая — склонность к избыточной поворачиваемости, которая объясняется особенностями компоновки.
Обе проблемы теоретически решал прототип НАМИ-0137.
Планировалось, что такой Запорожец станет основным автомобилем такси в небольших городах. Однако проекту, который отлично зарекомендовал себя на испытаниях, так и не дали «зелёный свет». Потому что в то время уже выпускался ЗАЗ-966, а модернизировать и ЗАЗ, и МеМЗ под новую концепцию оказалось слишком сложно и дорого.
El Motors ГоRRбатый
Наверное, именно таким хотели бы видеть ЗАЗ-965 на Запорожском автомобильном заводе. Увы, «заводной апельсин» ГоRRбатый существует в единственном экземпляре и сейчас находится в музее Ретро-Юнион (Санкт-Петербург).
При всём внешнем сходстве с «Горбатым» автомобиль не имеет ничего общего с «Запорожцами». В его основе — стальной монокок, накрытый панелями из стеклопластика. К силовой структуре кузова крепятся подвески на поперечных рычагах и два синхронизированных двигателя от Yamaha YZF R1. Последние суммарно развивают 300 лошадиных сил. Коробок передач у суперЗАЗа тоже две, обе они секвентальные и передают тягу на заднюю ось.
Ввиду того, что масса машины составляет всего 800 килограммов, динамика у неё уважительная даже по нынешним меркам: разгон до 100 километров в час занимает 4 секунды. И посоперничать с таким Запорожцем может только тот, что не так давно скрестили с Lotus Exige.
https://mag.auto.ru/article/unknownzazjubilee/
ЗАЗ-965
Летом 2019 года об этом супер-Горбатом писали все автомобильные издания — потому что гибриды ЗАЗ-965 и Lotus Exige встречаются не каждый день, знаете ли. Уникальный проект, который создавался при участии иностранных компаний, сейчас оценивается примерно в 20 миллионов рублей. То есть в 1250 раз дороже, чем Горбатый стоил в Советском Союзе до денежной реформы.
Помимо шасси и двигателя от британского спорткара, жужик примерил фары от Harley-Davidson, электронасос Bentley, а также премиальную аудиосистему с динамиками Yamaha. За сохранность жизни пилота и пассажира отвечают интегрированный каркас безопасности и четырёхточечные ремни безопасности Schroth, а за приток свежего воздуха и витамина D – складная матерчатая крыша Webasto.
https://mag.auto.ru/article/sovietcustomcars/
Комментариев нет:
Отправить комментарий